187643, Ленинградская область, Бокситогорский район, дер. Бор, дом 44
Версия для слабовидящих

СХ перепись 

Открытый бюджет Ленинградской области

Главная » Новости » Общие вопросы с сайта программы Жилье для российской семьи» http://programma-jrs.ru/faq/

Общие вопросы с сайта программы Жилье для российской семьи» http://programma-jrs.ru/faq/

1 августа 2017

Общие вопросы с сайта программы Жилье для российской семьи» http://programma-jrs.ru/faq/

1. Возможно ли включение в программу «Жилье для российской семьи» проекта жилищного строительства, если при строительстве комплекса зданий на общем земельном участке застройщик уже привлек для строительства других многоквартирных домов на этом же земельном участке средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены критерии отбора земельных участков, согласно которым земельный участок принадлежащий застройщику на праве собственности или на праве аренды должен быть поставлен на государственный кадастровый учет, при этом:

- для строительства многоквартирных домов на указанном земельном участке не привлечены средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

- указанный земельный участок или право по договору аренды такого земельного участка не находится в залоге, за исключением залога в обеспечение кредита, предоставленного в целях реализации представленного на отбор проекта жилищного строительства на таком земельном участке.

Данное ограничение считаем целесообразным и не подлежащем изменению в связи с тем, что отсутствие обременения, а также прав третьих лиц на земельный участок включенный в программу «Жилье для российской семьи» является обеспечением прав отдельных категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, так как согласно имеющейся судебной практике государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, а в связи с тем, что земельный участок не разделен и не выделен, то на весь участок.( Постановление КС РФ от 28.05.2010 N 12-П, п. 3 Постановления Пленума ВАС N 64*(4), Постановления Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 N 11642/11).

Более того, на основании п. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" выдача разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и иных объектов недвижимого имущества, входящих в состав многоквартирного дома, построенного или реконструированного после дня введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется только в случае, если сведения о местоположении границ земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, а также иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав этого многоквартирного дома, внесены в государственный кадастр недвижимости. То есть, для получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома законодательно установлена обязанность застройщика осуществить меры по образованию (раздел/выдел/объединение/перераспределение) земельного участка для каждого многоквартирного дома.

Таким образом, для включения в программу необходимо осуществить раздел/выдел земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, строящийся на привлеченные средства участников долевого строительства. При отсутствии согласия всех участников долевого строительства многоквартирного дома – залогодержателей земельного участка в силу закона раздел/выдел земельного участка возможно осуществить на основании решения суда в обязательном порядке в соответствии с п.2) ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (судебная практика - Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 г. № 13АП-18477/12).

2. Возможна ли реализация в одном объекте капитального строительства (многоквартирном жилом доме) жилья экономического класса в рамках программы «Жилье для российской семьи» и квартир, реализуемых по рыночной стоимости?

Да, возможна. Условиями программы «Жилье для российской семьи» не устанавливается обязательное требование по реализации жилья экономического класса в отдельном объекте капитального строительства. Тем не менее, рекомендуется выделять жилье экономического класса под программу «Жилье для российской семьи» в отдельный объект капитального строительства по следующим причинам:

1. Упрощенный мониторинг строительства и ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, строящего в рамках программы «Жилье для российской семьи».

2. Возможность информирования граждан, имеющих право на приобретение жилья в рамках указанной программы, о точном объекте капитального строительства, в котором можно приобрести жилье.

3. Упрощенная отчетность о ходе реализации программы «Жилье для российской семьи».

3. Возможна ли реализация жилья экономического класса по разной стоимости в зависимости от стадии строительства, но в пределах максимальной цены реализации жилья экономического класса по программе «Жилье для российской семьи»?

Возможна, но при условии, что на каждом этапе реализации жилья экономического класса стоимость 1 кв.м. такого жилья не превышает максимальной цены, установленной для проекта жилищного строительства, отобранного для участия в программе «Жилье для российской семьи». При этом максимальная цена не должна превышать минимальной из величин - 35 тыс. рублей или 80 процентов оценки рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, проведенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и установленной для конкретного проекта жилищного строительства (цена - максимальная цена реализации жилья в проекте). Кроме того, в протоколе отбора земельных участков, застройщиков и проектов жилищного строительства, либо ином документе, в котором устанавливается максимальная цена реализации жилья в проекте, должно быть предусмотрено, что застройщик имеет право реализовывать жилье экономического класса по любой цене, но не более максимальной цены реализации жилья в проекте.

Для повышения мотивации граждан к приобретению жилья экономического класса на стадии строительства и заключению договоров участия в долевом строительстве субъектам Российской Федерации рекомендуется применять различные меры поддержки граждан, приобретающих жилье экономического класса на стадии строительства, в том числе субсидирование процентной ставки, либо первоначального взноса при получении ипотечного кредита.

4. Каков механизм определения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса в соответствии с пунктом 7 статьи 46.7 Градостроительного Кодекса Российской Федерации?

Начальная цена предмета аукциона определяется как цена одного квадратного метра общей площади жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домах блокированной застройки, объектов индивидуального жилищного строительства, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса и в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, право на заключение которого является предметом аукциона, подлежат продаже или передаче по договорам купли-продажи жилья экономического класса или договорам участия в долевом строительстве жилья экономического класса гражданам, имеющим право на приобретение жилья экономического класса, и (или) по государственным и (или) муниципальным контрактам. Начальная цена предмета аукциона устанавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, указанными в части 1 статьи 46.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в размере, не превышающем восьмидесяти процентов рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности не ранее чем за тридцать дней до даты опубликования извещения о проведении аукциона, или максимальной цены жилья экономического класса, установленной Правительством Российской Федерации в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения, если такая цена установлена Правительством Российской Федерации на дату принятия решения о проведении аукциона.

5. Как осуществляется проверка на соответствие категориям граждан, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 404, в том числе указанным в Постановлении Правительства РФ № 1099?

При проверке гражданина на соответствие одной из категорий граждан, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2012 г. N 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса" (далее - Постановление Правительства № 1099), такой гражданин подлежит проверке на соответствие всех требований, указанных в данном постановлении.

При проверке гражданина на соответствие одной из категорий граждан, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. N 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", такой гражданин подлежит проверке на соответствие всех требований, указанных в данном постановлении. Категории граждан, которые включены или будут включены в перечень Постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 404 ссылкой на другой нормативный правовой акт, устанавливающий перечень дополнительных категорий и требований, проверка на соответствие таким категориям и требованиям проводится в соответствии с таким нормативным правовым актом, если иное прямо не указано в Постановлении Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 404. Соответственно, проверка граждан на соответствие категориям и требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2012 г. N 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства", должна осуществляться с учетом всех требований этого Постановления.

6. Как должна учитываться площадь балконов и лоджий при продаже жилых помещений по договорам долевого участия и договорам купли-продажи в рамках программы?

Согласно п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Кроме того, требования к определению площади здания, помещения, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 г. № 531.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ) договор участия в долевом строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Одним из документов, необходимых для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 25.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), является план создаваемого объекта недвижимого имущества с указанием его местоположения и количества находящихся в составе создаваемого объекта недвижимого имущества жилых и нежилых помещений и планируемой площади каждого из указанных помещений. Государственная регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним возможна только в отношении объектов недвижимого имущества, в отношении которых проведен кадастровый учет.

Площадь, определенная с учетом требований к определению площади здания или помещения, установленных органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч.10 ст.41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), входит в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости (пп.6 ч.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»). Согласно п.6 Требований к определению площади здания, помещения, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 531" общая площадь жилого помещения определяется без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас.

Таким образом, общая площадь жилого помещения, в том числе вносимая в государственный кадастр недвижимости, не включает площадь таких помещений вспомогательного использования, как балконы, лоджии, веранды и террасы. По нашему мнению, в договоре участия в долевом строительстве должна указываться предполагаемая общая площадь жилого помещения без учета площади балконов, лоджий, веранд и террас.

7. Может ли застройщик заявлять в программу уже строящийся или построенный дом? А также может ли быть заявлен такой жилой дом, по которому заключен единственный договор долевого участия, либо возможно ли выделение секций из жилого дома, по которым нет договоров долевого участия?

Нет, не может.

8. Возможно ли для освоения в рамках программы изменение разрешенного вида использования уже находящегося в аренде земельного участка?

Все изменения разрешенного вида использования земельного участка должны быть завершены до проведения отбора субъектом РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 и нормативными правовыми актами такого субъекта РФ.

9. Планируется ли разработка льготных программ кредитования застройщиков? На каких условиях планируется осуществлять кредитование застройщика для строительства инженерных сооружений и коммуникаций и может ли финансироваться технологическое присоединение?

ОАО "АФЖС" реализует Программу по стимулированию предоставления кредитов на цели строительства и приобретения жилья (далее - Программа "Стимул"), направленную на поддержку финансирования банками проектов по строительству жилья экономического класса в рамках программы "Жилье для российской семьи". В рамках Программы "Стимул" осуществляется предоставление целевых займов банкам на цели финансирования застройщиков на строительство жилья экономического класса и объектов инженерно-технического обеспечения. Максимальная процентная ставка, по которой может быть выдан целевой заем банку составляет 11% годовых (по состоянию на 01 июня 2015 года). Также Программой "Стимул" предусмотрено ограничение маржи банка по кредиту застройщику в размере 3,5% годовых к процентной ставке по целевому займу ОАО "АФЖС". Таким образом максимальная процентная ставка по заемным средствам для застройщика может составить 14,5% годовых, что существенно ниже текущих рыночных ставок.

Подробную информацию о Программе "Стимул", а также о порядке взаимодействия участников можно также получить на официальном сайте ОАО "АФЖС" www.afhc.ru

10. В рамках плана реализации до конца 2014 года планируется создать специализированное общество проектного финансирования, которое должно осуществить выкуп инженерной инфраструктуры. Также ОАО АИЖК до конца года должно провести предварительные расчеты цены выкупа объектов инженерно-технического обеспечения. В случае если в рамках реализации программы и отдельно взятого проекта выкуп не будет осуществлен остается ли требование к застройщику о продаже жилья по цене не выше 35 тысяч рублей?

Цена реализация жилья гражданам по программе "Жилье для российской семьи" не стоит в зависимости от факта или объема (цены) выкупа объекта инженерно-технического обеспечения специализированными обществами. Застройщик реализует проект строительства в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках соглашения с субъектом Российской Федерации, которое он заключает по итогам отбора. Выкуп специализированным обществом объекта инженерно-технического обеспечения является одним из возможных источников финансирования подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям, перечисленных в постановлении Правительства РФ от 05.05.2014 № 404. Специализированные общества будут созданы ОАО "АИЖК" в 2015 г. До момента создания специализированных обществ функции по заключению предварительных договоров выполняет ОАО "АФЖС".

11. Если на земельном участке, который должен быть выставлен на аукцион в рамках Программы, можно построить, например, 100 тыс. кв. м. жилья, то какой минимальный объем жилья экономического класса должно быть построено в рамках Программы на данном земельном участке? И что должно быть размещено в извещении о проведении аукциона?

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наименьшую цену предмета аукциона (ч.21 ст.46.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 6 части 8 статьи 46.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать минимальное количество жилых помещений, соответствующих условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежащих продаже или передаче на условиях, предусмотренных договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, право на заключение которых является предметом аукциона, и (или) минимальная общая площадь таких жилых помещений, за исключением случаев, если в соответствии с данным договором все жилые помещения должны соответствовать условиям отнесения к жилью экономического класса и подлежат продаже или передаче на условиях, предусмотренных данным договором.

Договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, которым предусмотрено строительство многоквартирного дома, жилого дома блокированной застройки, в котором минимальный объем жилых помещений соответствует условиям отнесения к жилью экономического класса, должен содержать условие о минимальном количестве и (или) минимальной общей площади таких жилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки, которые устанавливаются извещением о проведении аукциона на право заключения данного договора (часть 6 статьи 46.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, минимальное количество и (или) минимальный общей площади жилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки, относящихся к жилью экономического класса, должен определяться договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса и устанавливается в извещении о проведении аукциона на право заключения данного договора.

12. На каком официальном сайте должно быть размещено извещение о проведении аукциона по земельному участку для строительства жилья экономического класса?

Согласно ч.6 ст.46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации термин "официальный сайт в сети "Интернет", используемый в Градостроительном кодексе Российской Федерации, имеет следующее значение - официальный сайт Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, т.е. www.torgi.gov.ru.

13. Можно ли компенсировать строительство дорог в рамках программы?

Программа не предусматривает финансирования строительства или выкуп объектов дорожного хозяйства.

14. Могут ли заключаться муниципальные контракты на приобретение жилья для представления жилья детям сиротам для строительства жилья экономического класса?

Жилье экономического класса может быть приобретено по муниципальному контракту. Цель такого контракта не ограничивается условиями программы.

15. В какой период реализации проекта происходит выкуп не проданного жилья? Кому продаются объекты (АИЖК, АФЖС, другие уполномоченные органы)?

В случае, если субъект РФ неверно определил спрос на жилье экономического класса и/или не смог обеспечить формирование списков и реестра граждан, имеющих право на приобретение такого жилья такое жилье по истечении 6 месяцев может быть реализовано застройщиком в рынок. Однако субъекту РФ целесообразно внимательно оценить потребности социальных программ, которые реализуются на его территории. Субъект РФ выступает главным покупателем нереализованного по программе жилья экономического класса, в том числе с учетом развития фондов арендного жилья. Группа компаний АИЖК готова оказать содействие субъекту РФ в развитии фондов арендного жилья с помощью продукта Арендное жилье. Общие условия продукта представлены на официальном сайте АФЖС www.afhc.ru

16. Возможна ли индексация стоимости реализации жилья экономического класса?

Действующие условия программы не предусматривают возможности индексации стоимости жилья экономического класса.

17. По итогам отбора определены земельные участки, находящиеся в муниципальной и государственной собственности, для реализации мероприятий программы "Жилье для российской семьи". Далее необходимо данные земельные участки передать без проведения торгов застройщикам, которые будут определены по итогам аукциона. В соответствии со статьей 39.6. Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: 3) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации; Критерии масштабных инвестиционных проектов определяет субъект РФ. Если проект строительства жилья соответствует данным критериям, то по распоряжению высшего исполнительного органа субъекта РФ и по итогам аукциона по отбору застройщика участок передается под строительство жилья экономкласса. 13.1) земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса юридическому лицу, заключившему договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса (пп. 13.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 224-ФЗ). Возможно ли применить данные случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, застройщику в аренду без проведения торгов в рамках программы "Жилье для российской семьи" в срок до марта 2015 года и после марта 2015 года? Если нет, то почему? И в рамках каких нормативно-правовых актов необходимо предоставлять застройщику земельный участок?

Нет, невозможно.

С 1 марта 2015 года

В соответствии с пунктом 14 Основных условий и мер реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № 404) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - участников программы и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями предоставляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для строительства жилья экономического класса или комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса в рамках программы в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Порядок предоставления земельных участков для строительства жилья экономического класса или комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса установлен статьей 46.7 Градостроительного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 224-ФЗ). В подпункте 13.1 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ речь идет о предоставлении земельного участка без торгов лицу, который на аукционе победил и заключил договор освоения или комплексного освоения земельного участка. В указанном договоре устанавливается цена жилья экономического класса, сложившаяся по итогам торгов, и объем такого жилья.

Таким образом, и в настоящее время и после 1 марта 2015 года предоставление земельных участков для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса возможно только в порядке, предусмотренном статьей 46.7 Градостроительного кодекса РФ.

18. В соглашении об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы "Жильё для российской семьи" объектами инженерно-технического обеспечения содержится обязательство субъекта РФ определить организацию для проведение проверки достоверности сметной стоимости строительства объектов инженерно-технического обеспечения. Вместе с тем, действующим законодательством (Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3) предусмотрено проведение такой проверки только в отношении проектов, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Соответственно, возможно ли указать в качестве организации по проверке достоверности сметной стоимости государственное автономное учреждение, осуществляющее в настоящее время на территории области государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации? Требуется ли утверждение специальной методики проверки?

Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 № 404 не содержит требований об обязательности проведения именно государственной экспертизы сметной стоимости строительства объекта инженерно-технического обеспечения. Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить организацию, которая должна выполнить проверку для целей реализации программы "Жилье для российской семьи" и выбор для этих целей государственного учреждения не может не соответствовать задачи участников соглашения иметь достоверное экспертное заключение. Соответственно, методика проверки сметной стоимости строительства определяется фактом назначения уполномоченной организации и самой такой организацией, если субъект Российской Федерации не установил дополнительных требований к применяемой методике при выборе организации.

19. Кто определяет соответствие помещения требованиям, предъявляемым к жилью экономического класса?

Полномочия субъекта РФ.

20. Какой порядок компенсации дополнительных расходов застройщика по страхованию гражданской ответственности при строительстве жилья в рамках программы "Жильё для российской семьи" при стоимости 1 кв. метра не более 35 тыс. рублей по договорам долевого участия в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ?

Компенсация данного вида затрат не предусмотрена Постановление № 404 от 05.05.2014 г.

21. Обязательство по вводу 10 тыс. кв. метров жилья экономического класса в срок до 01.07.2014 распространяется на одного застройщика или допускается их объединение?

Объединение застройщиков не допускается.

22. Возможна ли передача обязательств застройщика в рамках заключенного соглашения, иной организации готовой исполнить мероприятия в соответствии с соглашением?

По общему правилу, если застройщик был определен в результате отбора, замена такого застройщика не допускается, если иное не установлено в документации по отбору и соглашении, которое было заключено субъектом РФ с таким застройщиком.

23. В рамках второго этапа по итогу отбора земельных участков (государственной и муниципальной собственности) необходимо проводить процедуру по отбору застройщика. Имеется ли типовая документация по отбору, а также типовое соглашение? Кто является сторонами данного соглашения?

Общие требования к порядку проведения отбора земельных участков, застройщиков и проектов в Постановлении № 404 от 05.05.2014. Дополнительные требования, особенности и документация – компетенция субъекта РФ.

24. По итогу первого этапа отбора земельных участков, застройщиков, проектов заключается соглашение. Кто является сторонами данного соглашения? Имеются ли разработанные типовые соглашения?

Субъект РФ (уполномоченное лицо), организующий отбор самостоятельно определяет форму и состав соглашения, которое он будет заключать с застройщиком. В каждом субъекте РФ применяются свои формы таких соглашений, согласованные в установленном порядке.

25. Какие обеспечительные меры предусмотрены при принятии застройщиком обязательств в рамках программы?

Формирование требований к форме, объему и порядку предоставления обеспечительных мер находится в компетенции субъекта Российской Федерации. Так же следует принять во внимание, что согласно письма Минстроя России от 14.08.2014 №16706-ЛС/07 и проекта нормативного правового акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении порядка отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы "Жилье для российской семьи", приведенного в приложении к указанному письму, обеспечительные меры могут выступать одним из оцениваемых параметров при проведении отбора и формировать преимущество для застройщика, предложившего размер обеспечения, превышающий указанный в сообщении о проведении отбора.

26. Имеет ли право субъект РФ при установлении категорий граждан, включить в перечень категорий таких граждан только одну категорию из Перечня отдельных категорий граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2012 № 1099?

Да, в методических рекомендациях по установлению категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, порядка формирования списков таких граждан и сводных по субъекту Российской Федерации реестров таких граждан при реализации программы "Жильё для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.06.2014 № 286/пр, прямо указано, что субъект Российской Федерации своим нормативным правовым актом определяет одну или несколько категорий граждан из перечня, указанного в Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404, кроме того допустимо устанавливать преимущественное право граждан отдельных категорий на приобретение жилья экономического класса.

27. Может ли участвовать в программе застройщик, не отвечающий требованиям наличия 2-летнего опыта работы на рынке? Если нет, то может ли он на момент подачи заявки на отбор привлечь более крупную организацию, а по достижении указанного срока (выполнении критерия, например, в 2015 году) уже самостоятельно осуществлять строительство жилья по программе?

Нет, застройщик должен изначально соответствовать требованиям, указанным в Постановлении Правительства Российской Федерации № 404.

28. Сколько отборов земельных участков, проектов и застройщиков может провести субъект РФ?

Субъект РФ может провести необходимое число отборов для целей обеспечения заявленных объемов строительства жилья экономического класса в установленные сроки программы.

29. Как выбрать застройщика для строительства жилья экономического класса на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности или собственность на который не разграничена?

Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный закон предусматривает порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории или договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса.

30. Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено приобретение субъектами Российской Федерации такого вида ценных бумаг, как облигация.

Программа "Жилье для российской семьи" реализуется с учетом совершенствования действующего законодательства. Однако следует учитывать, что цели "заставить" субъект Российской Федерации приобретать младшие транши облигаций с залоговым обеспечением не ставилось и оснований для внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации нет. Предполагается, что участие субъекта Российской Федерации в финансировании объектов инженерно-технического обеспечения будет происходить на уровне утверждения региональных программ и соответствующего их бюджетного финансирования (софинансирования) в 2017 - 2018 году (планируемый срок выпуска облигаций) исходя из предпосылок предоставления организации с участием государства - владельцу младшего транша права обменять его на объект инженерно-технического обеспечения.

31. В случае если у застройщика имеется два земельных участка, которые находятся в непосредственной близости друг от друга, и могут быть представлены в виде единой концепции, следует ли делать отдельные заявки или оба участка могут быть включены в единую заявку?

Действующее законодательство не содержит прямого регулирования вопроса о законности строительства комплекса зданий или одного здания на двух смежных земельных участках, даже если такие земельные участки принадлежат на одном праве одному владельцу и имеют одинаковое разрешенное использование. Однако судебная практика свидетельствует, что такие проекты все-таки реализуются и в отдельных случаях суды принимают решения в пользу таких застройщиков. Вместе с тем буквальное прочтение Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 дает основание рекомендовать субъектам Российской Федерации придерживаться принципа: один земельный участок – один проект жилищного строительства.

32. Каким образом подтверждается экологичность, энергоэффективность применяемых материалов и технологий: свободное изложение в записке от застройщика при подаче заявки на отбор или приложение копий сертификатов и т.п.?

В компетенции Минстроя России и Субъекта РФ.

33. Планируются ли сопутствующие государственные программы по выкупу объектов социальной инфраструктуры и строительству автодорог к участкам, которые принимают участие в программе?

В компетенции Минстроя России.

34. Когда будут внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления условий предоставления земельных участков для строительства жилья экономического класса или комплексного освоения территорий?

Принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

35. Допускается ли в рамках программы "Жилье для российской семьи" под проектом понимать совокупность проектов строительства, каждый из которых менее 10 тыс. кв. метров жилья, но в сумме они дадут более 10 тыс. кв. метров жилья экономического класса?

Нет.

36. Какие документы может представить застройщик по предоставлению обеспечения выполнения его обязательств, указанных в заявке?

Субъект Российской Федерации (уполномоченный орган) самостоятельно определяет перечень и требования к обеспечению и подтверждающим документам.

37. Какая отделка жилого помещения входит в понятие пригодное для проживания (стены, потолок - оштукатурены, отшпаклеваны, пол - цементная стяжка, линолеум, плинтуса, установка межкомнатных дверей, установка сантехнического оборудования - унитаз, раковина, ванная, электрооборудование - розетки, выключатели) или иные характеристики?

Компетенция Минстроя России.

38. Приказом Минстроя России от 05.05.2014 № 223/пр утверждены условия отнесения жилых помещений к жилью экономического класса. В частности, жилые помещения должны быть обеспечены внутренней отделкой, пригодной для проживания, и установкой инженерного оборудования, в том числе в целях поквартирного учета водопотребления, теплопотребления, электропотребления и газопотребления (при наличии газопотребления). Распространяется ли действие приказа на понятие жилье экономического класса в рамках программы "Жилье для российской семьи"?

Да.

39. Возможен ли отбор проектов, планируемых для реализации на территории муниципальных образований, где не утверждены генеральные планы, правила землепользования и застройки и проекты планировок в случае если земельные участки включенных в границы населенного пункта в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"?

Да.

40. Возможен ли отбор проектов, планируемых для реализации на территории муниципальных образований, где не утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем сетей инженерно-технического обеспечения, при наличии выданных ресурсоснабжающими организациями технических условий?

Да, если утверждены схема и программа перспективного развития электроэнергетики субъекта Российской Федерации, а также схема газоснабжения субъекта Российской Федерации (при необходимости обеспечения объектов капитального строительства, которые будут построены на земельном участке, газоснабжением).

41. В целях минимизации затрат застройщиков в части выплаты процентов по банковским кредитам, возможно ли сокращение срока выкупа жилья экономического класса по государственному (муниципальному) заказу либо установленными категориями граждан с 6 месяцев до 1 месяца с момента выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию жилых помещений?

Установленные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №404 сроки являются императивными. Субъект Российской Федерации может (должен) создать условия для реализации жилья гражданам как можно раньше, в том числе на этапе строительства жилья по договорам участия в долевом строительстве.

42. Возможно ли включение в программу "Жилье для российской семьи" проекта жилищного строительства, если застройщик уже привлек средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"?

Нет.

43. Программой "Жилье для российской семьи" установлено, что к жилью экономического класса в рамках программы относятся жилые помещения, которые соответствуют установленным Минстроем России условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса и цена договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома (договоров купли-продажи) которых, а также цена государственных (муниципальных) контрактов на приобретение которых в расчете на 1 кв.метр общей площади таких жилых помещений не превышает минимальной из величин - 35 тыс. рублей или 80 процентов оценки рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений. Может ли минимальная величина 80 процентов оценки рыночной стоимости 1 кв. метра превышать 35 тыс. рублей?

Нет.

44. Какие преимущества имеет гражданин, кроме специальной цены приобретения жилья?

Гражданин получает право воспользоваться возможностью (правом) приобрести жилье по цене ниже рыночной стоимости аналогичного жилья. Это основное преимущество. Дополнительно ОАО "АИЖК" планирует внедрить специальный ипотечный продукт для граждан, приобретающих жилье в программы "Жилье для российской семьи", который подразумевает льготные условия кредитования таких граждан. В случае принятия коммерческими банками аналогичных программ – информация будет дополнена.

45. В типовом соглашении, подписываемом субъектом РФ, указывается примерный объем строительства жилья, но если считать проекты в привязке к локальным рынкам, то объем может уменьшиться. Значит ли это, что нужно вносить корректировки в соглашение по результатам одобрения каждого нового проекта?

Локальный рынок используется только для проверки критерия соответствия спроса для конкретного земельного участка. Все остальное, включая объемы ввода, считается по субъекту РФ в целом.

46. Нужно ли отбор проектов (земельных участков) для участия в программе проводить в соответствии с законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ)?

Нет, такого требования нет.

47. Какие условия участия ресурсоснабжающих организаций, застройщиков в кредитовании уполномоченными банками, будет ли это проектным или залоговым кредитованием, какой документ подтверждает это? Работают ли с продуктами филиалы на территориях?

Банки самостоятельно определяют условия кредитования. Программа "Жилье для российской семьи" не содержит каких-либо требований к кредитным организациям.

48. Необходимо ли проведение конкурса или иного отбора банков для участия в программе?

Нет. Может участвовать любой банк.

49. Оценка рыночной стоимости 1 кв.метра: за инициатором проекта закреплена необходимость предоставления отчета об оценке рыночной стоимости 1 кв.метра в проекте, но что в данном случае делать с объективностью оценки? Закреплять оценщика в нормативном акте? Вводить конкурсный отбор оценщика?

В любом случае следует руководствоваться правилом соблюдения норм действующего законодательства. Оценка проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Никаких дополнительных требований к оценщику программой не предусмотрено и нет оснований рекомендовать устанавливать их субъекту РФ.

50. Имеет ли застройщик, реализующий проект по программе какие-либо преференции по получению кредита на строительство?

Коммерческие банки самостоятельно определяют преференции для своих заемщиков. ОАО "АФЖС" такие преференции предоставляет в рамках реализации новой редакции программы "Стимул" http://www.afhc.ru/program_stimul, в соответствии с условиями которой банку, кредитующему такого застройщика, предоставляется до 100% фондирования (займы) кредита застройщику с контролем маржи банка по кредиту застройщику.

51. Может ли застройщик, реализующий проект по программе при подаче заявки в банк на кредит в качестве обеспечивающих документов представить предварительный договор выкупа объектов инженерно-технического обеспечения?

Да. Однако следует учитывать, что банки самостоятельно устанавливают перечни и требования к документам, требуемым к представлению при получении кредита. Предварительный договор выкупа может быть принят банком во внимание как гарантия и источник погашения кредита (части кредита) на строительство, но это не является обязанностью банка.

52. Значит ли, что строительство жилья экономического класса и строительство объектов инженерно-технического обеспечения в рамках программы значительно увеличит коммунальные платежи граждан?

Нет. Величина и темп роста коммунальных платежей регулируются в соответствии с законодательством о тарифах. Соответственно, если требуется увеличение тарифа – такое увеличение может происходить только в разрешенных пределах, и с учетом выбранного источника финансирования затрат на строительство сетей инженерно-технического обеспечения из перечня, приведенного в п. 5 Критериев и требований отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Субъект РФ, Застройщик и ресурсоснабжающая организации должны определять источник (комбинацию источников) финансирования таким образом, чтобы исключить значительный рост платежей граждан за коммунальные услуги.

53. Планируется ли разработка типового нормативно-правового акта для субъектов РФ по порядку отбора земельных участков, застройщиков и проектов?

Утверждение типовой формы данного нормативно-правового акта в настоящее время не планируется. В целях оказания методической помощи предлагаем использовать приложенную форму порядка отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства. Обращаем внимание, что данная форма не является официальным документом.

54. Должен ли участвовать субъект РФ в создании специализированной организации?

Нет. Создание специализированных обществ проектного финансирования (СОПФ), приобретение такими обществами объектов инженерно-технического обеспечения, а также выпуск обществами облигаций с залоговым обеспечением – ответственность ОАО "АИЖК" / ОАО "АФЖС".

55. Какие документы необходимо представить АИЖК/АФЖС для расчета цены выкупа для заключения предварительного договора?

Для проведения расчета достаточно просто данных по проекту. Субъекту РФ рекомендуется в соответствии с условиями Соглашения об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы "Жилье для российской семьи" объектами инженерно-технического обеспечения, утвержденному приказом Минстроя России от 10.06.2014 № 287/пр, направлять запрос на указанный электронный адрес данные по проектам в разрезе каждого вида коммунального ресурса.

56. Где можно ознакомиться с нормативными документами программы и типовыми формами документов по программе (договоры, отчеты, графики и др.)?

Основные документы программы "Жилье для российской семьи" Минстрой России планируют размещать на своем официальном сайте. Для удобства все документы программы, включая типовые формы, размещены на сайте ОАО "АФЖС" в отдельном разделе по ссылке http://www.afhc.ru/state_program_providing_housing/

57. Будет ли предложена к использованию типовая форма предварительного договора выкупа объекта инженерно-технического обеспечения?

Основные условия предварительного договора определены в Приложении № 2 к Соглашению об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы "Жилье для российской семьи" объектами инженерно-технического обеспечения, утвержденному приказом Минстроя России от 10.06.2014 № 287/пр. Разработку типовой формы предварительного договора планируется завершить в сентябре текущего года.

58. Возможно ли строительство по программе арендного жилья?

Если речь идет об арендном жилье в проектах, строящихся в рамках программы "Жилье для российской семьи", то оно может быть выделено только в «рыночной части» проекта. При этом арендное жилье будет принадлежать тому, кто выступит заказчиком строительства (инициатором проекта), либо специальной проектной компании, созданной по инициативе заказчика строительства.

59. Возможно ли пересмотреть в сторону увеличения стоимость 1 кв. метра?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 404 О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлена верхняя граница стоимости 1 кв.м. жилья экономического класса и возможности пересмотра стоимости в сторону увеличения не предусмотрено.

60. Может ли быть заявлен в программу проект (земельный участок), предусматривающий строительство менее 10 тыс. кв. метров жилья экономического класса?

Минимальный объем строительства жилья экономического класса в проекте установлен постановлением Правительства РФ № 404 от 05.05.2014 г. "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и уменьшен быть не может.

61. Может ли участвовать в программе ранее построенный объект, ведь указан срок заключения договоров с гражданами не позднее 6 месяцев с момента ввода объекта?

По общему правилу построенные (введенные в эксплуатацию) объекты жилищного строительства не могут быть заявлены в программу. Программа "Жилье для российской семьи" реализуется в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собрания Российской Федерации от 12.12.2013 и одна из главных задач программы – обеспечить ввод в эксплуатацию не менее 25 млн. кв. метров жилья экономического класса дополнительно к ранее запланированным объемам ввода жилья.

62. Предусматривает ли программа софинансирование со стороны федерального бюджета?

Прямого (денежного) финансирования программы "Жилье для российской семьи" государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" не предусмотрено. Однако для проектов по строительству жилья экономического класса разрешено применение других механизмов поддержки: а) предоставление на льготных условиях земельных участков для строительства, в т.ч. и по направлению работы Фонда РЖС, и б) возможность обращения к механизму выкупа объектов инженерно-технического обеспечения, что может позволить достичь возмещения затрат застройщика на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к инженерным сетям в размере до 4 тыс.руб. на кв.м. жилья экономического класса.

 

Дата создания материала: 01-08-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *